Интервью Герарда Васильева для «Музыкального Клондайка»

Среди многоцветья музыкальных конкурсов и фестивалей есть конкурс, похожий на волшебное путешествие в прекрасную страну, имя которой «ОпереттаLand». Этот международный конкурс ежегодно проводят в Москве Фонд Герарда Васильева и продюсерский центр АртСимфони. Вот уже в шестой раз в конце октября московская публика откроет для себя новые имена в прекрасном и загадочном жанре. Рассказать о конкурсе мы попросили Президента и председателя жюри, народного артиста России, солиста театра «Московская оперетта» Герарда Васильева.

Герард Вячеславович, расскажите, пожалуйста, чем отличается Ваш конкурс от других вокальных состязаний?

Оперетта – жанр особенный, требующий от актера не только хорошего вокала, но и определенного комплекса, в который входит безупречное владение техникой речи, танцем и актерским мастерством. Разумеется, не последнюю роль играют и внешние данные исполнителя.

По каким же критериям члены жюри оценивают конкурсантов?

Все очень просто. Поскольку основу жюри составляют директора театров и продюсеры, главный критерий для каждого из судей – взял бы он к себе на работу этого артиста или нет. Оцениваем мы по десятибальной системе. 10– соответствует безусловному приглашению в театр, 9 – говорит о том, что конкурсант годен, но с некоторыми замечаниями, 8 – нужно еще поработать над собой, и т.д. Обсуждения не допускаются. Члены жюри выставляют свои оценки, а компьютер выводит средний балл. Система голосования прозрачная – каждый конкурсант видит кто какую оценку поставил, и даже может обратиться за разъяснениями и разбором своего выступления. Это очень полезно для молодых актеров – у них есть время для «работы над ошибками». Очень часто, не получив диплома или лауреатства на очередном конкурсе, ребята приезжают на следующий с уже «доработанной» программой. Мы часто видим, как работоспособность и здоровые амбиции творят чудеса. Хорошим подспорьем для творческого роста являются и мастер-классы, которые проводятся в рамках конкурса.

Получается, что «ОпереттаLand» - ярмарка молодых талантов?

Да, конкурс так и задумывался. В составе жюри директора трех лучших российских театров, на подмостках которых играют оперетту: директор Академического театра «Московская оперетта» заслуженный деятель искусств России Владимир Тартаковский, директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии заслуженный деятель искусств России Юрий Шварцкопф, директор Свердловского Академического театра музыкальной комедии заслуженный работник культуры России Михаил Сафронов. Зарубежных продюсеров представляет руководитель проектов «Опера ивентс» и «Оперетта ам зее», кавалер Ордена Почетного Легиона, Анри Майер (Германия). Анри большой знаток оперетты. Именно он проводит ежегодные мастер-классы по исполнению арий из оперетт французских композиторов. В прошлом году господин Майер учредил на нашем конкурсе специальный приз – вокальную стажировку в одном из музыкальных театров Европы.

Присутствуют ли в жюри дирижеры?

Да, конечно. Это музыкальный руководитель конкурса, главный дирижер Академического театра «Московская оперетта» Константин Хватынец и австрийский дирижер Манфред Майерхофер.

Герард Вячеславович, первый конкурс «ОпереттаLand» состоялся в 2007 году. Прошло пять конкурсов. Как складываются творческие судьбы лауреатов?

По-моему, великолепно! На лауреатах «ОпереттаLand» держится репертуар «Московской оперетты» (Максим Катырев, Анна Новикова, Павел Иванов, Петр Борисенко, Ольга Белохвостова) и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии (Андрей Данилов, Карина Чепурнова, Наталья Савченко, Валентина Михайлова, Маргарита Иванова), замечательно работает в Свердловском театре музыкальной комедии Людмила Локайчук, в Саратовской оперетте - Наталья Коваленко, в Ростовском музыкальном театре - Татьяна Климова и Павел Белоусов. Что касается совсем недавних лауреатов – Эльдар Трамов играет в театре имени Евг.Вахтангова, Иван Латушко в театре мюзикла, Александр Бабик и Марина Торхова приняты в труппу «Московской оперетты».

Получается, система голосования себя оправдала?

Да. И осознавать это очень приятно. Хотя, сначала наши судьи недоумевали: «Как же это так, голосовать без обсуждения?». Но ведь зритель в зале не обсуждает с соседом аплодировать ему или нет. Он «принимает» артиста или «не принимает». Так что – критерий всегда один.

Вы проводите какие-нибудь консультации с будущими участниками?

Нет. Но иногда наши сотрудники помогают конкурсантам раздобыть те или другие ноты, консультируют в выборе произведений для конкурсной программы. Вот у нас во втором туре обязательно исполняется музыкальный номер из оперетты французского композитора. Некоторые заявляют фрагменты из произведений Зуппе или Легара, по ошибке принимая их за французов. В таких случаях мы помогаем найти подходящий музыкальный номер для замены.

Как будет проходить «ОпереттаLand-2013»?

Прослушивания первых двух туров состоятся в Центральном Доме Актера. Нам очень хочется, чтобы участники погрузились в особенную театральную атмосферу, ведь этот Дом место, «намоленное» многими поколениями корифеев московских театров. Ребята выйдут на сцену, которая «помнит» очень многих и многое… Прослушивания будут проходит днем. Так что вечером конкурсанты смогут посетить спектакли музыкальных театров Москвы. По договоренности с администрацией нескольких московских театров по удостоверению участника они смогут получить входные билеты.

В день оркестровой репетиции финалистов, остальные участники будут иметь возможность посетить мастер-классы по исполнению арий и дуэтов из оперетт, а также получить необходимые консультации. Третий тур и Гала-концерт пройдут на сцене «Московской оперетты» в сопровождении оркестра и балета театра. Свои музыкальные поздравления лауреатам подарят солисты театра и лауреаты прошлых конкурсов. Готовится очень интересная программа.

Театр «Московская оперетта» имеет какое-то отношение к «ОпереттаLand»?

Самое прямое. «Московская оперетта» - один из соучредителей конкурса. Театр оказывает нам всестороннюю поддержку в организации главного события конкурса – Гала-концерта лауреатов и выделяет средства на первую премию, которая так и называется «Премия театра «Московская оперетта»».

У «ОпереттаLand» много помощников?

Да. Конкурс проводится при поддержке Департамента Культуры Правительства Москвы, как я уже говорил, нас поддерживает «Московская оперетта», Центральный Дом Актера, Союз Театральных Деятелей России, Международный Союз Музыкальных Деятелей. Главный же помощник и соорганизатор конкурса – продюсерский центр «АртСимфони», с которым наш «Фонд сохранения и развития жанра оперетты» связывает многолетний творческий союз, начало которому положило создание мюзикла «Карлсон, который живет на крыше».

Странное сочетание. Оперетта и детский спектакль…

А почему бы и нет. Мы должны воспитывать своего будущего зрителя, прививать ему хороший вкус. В этом мы солидарны с руководителями «АртСимфони» Татьяной Пластининой и Анной Саакян, создавших уникальный детский образовательный проект «Академию Детского Мюзикла». Сейчас мы как раз проводили кастинг в новый мюзикл «Школа лесной магии», в котором как и во всех проектах Академии дети будут работать вместе со взрослыми профессиональными актерами. Со следующего театрального сезона в Академии будет работать специальная группа, созданная совместно с театром «Московская оперетта». Дети будут постигать тонкости актерского ремесла, для дальнейшего участия в проектах «АртСимфони» и спектаклях театра.

Но вернемся к «ОпереттаLand». Что Вы ждете от будущего конкурса?

Новых имен. Открытий. Сейчас уже вовсю приходят заявки. Молодые артисты и студенты, прекрасные юные лица… За кем из них будущее жанра – покажет время.

Беседовала Марина Гурина, интервью для журнала «Музыкальный клондайк»

Читайте это интервью на французском или английском языке.

Заявка